Понятие «национальной идеи» для нас, славян, вообще внове. Как-то не задумывались мы об этом раньше. Может, во времена Российской Империи и была какая-то национальная идея, хотя, мыслится мне, вряд ли: у крестьян да ремесленников свои заботы были, купцам тоже как-то материальные сути ближе, а интеллигенция одну идею выбрала, крепко ее обдумала и из самых гуманных соображений приложила все силы для ее реализации в начале прошлого века. Результат всем известен. Правда, к нации или народности это отношения не имеет, ведь были же революции во Франции, да и вообще, призрак этот бродил по всей Европе.
В общем, не было у нас, живущих по эту сторону лужи, никогда «национальной идеи». И когда я переехала в Россию, еще осенью, у нас, на моей новой работе, с новыми моими коллегами зашел разговор на эту тему - мол, какая идея, может сплотить великий русский народ? Я тогда, скорее интуитивно, чем осмысленно, сказала: православие.
После всех ужасов пылающего Донбасса, после бессонных ночей, когда мы молились за наших ребят, державших Славянск из последних сил, после оборотней в людском обличье, метаморфоз морали, религии и человеческой сущности в целом, которых насмотрелись за последний год вна украине, это единственное, что спасало меня и моих близких в минуты отчаяния. Мы напоминали себе, что прощение – основа христианского учения, прощение и любовь. И основа жизни. Потому что без них жить просто невозможно! Существовать – да, жить – нет.
Я не скажу, что научилась прощать всех этих мразей, которые пытаются силой оружия навязать другим свое самоцентричное видение мира (не «эго», потому что у них и эго-то нормального нет, все искорежено и вывернуто не пойми как), но прощение и любовь, наши православные ценности, помогли мне не озлобиться совсем. А еще вера! Вера в людей с хорошими и усталыми лицами, честным, открытым взглядом, которых это война выдернула из привычной жизни и мирной профессии и бросила на передовую – объяснять недоумкам, что никто их на нашей земле не ждет. И вера в ту высшую силу, которая всех нас хранит.
А потом прочитала подтверждение своим мыслям у людей, понимающих чуть больше, чем я. Вот мнение одного из них:
Украинский кризис глазами грека
Очень хорошая статья. Взгляд со стороны человека, принадлежащего народу, правящему миром тогда, когда все остальные только собирались слезать с пальм.
А это второй отличный фильм - Византия. Гибель империи
Снят он Архимандритом Тихоном (Шевкуновым), он же ведущий. Рассказывает оч. хорошо - на фоне современного Стамбула прямо проступает когда-то цветущий Константинополь. А ведь Константинополь - это наша с вами колыбель, друзья, столица христианства. И параллелей между событиями, происходившими тогда в Византии, и тем, что мы наблюдаем с тех пор, как Русь окрепла до размеров Империи, - ну просто масса. Интересно, что запад сам не может объяснить свою жгучую ненависть тогда к византийцам, а теперь к славянам. Но признает, что она есть.